На днях Фейсбук сообщил об обновлении своих правил и политики использования данных, что вызвало беспокойство среди пользователей, которые, в свою очередь, стали публиковать в своих профилях уведомления-дисклеймеры о том, что они запрещают Фейсбуку использовать их личные данные. Причем такие посты стали распространяться как в русскоязычном, так и в англоязычном сегментах социальной сети. Что же такого нового “придумал” Facebook, угрожающего нашей приватности?
Не будучи юристом, мне трудно судить о том, что касается юридической стороны вопроса. Поэтому просто выскажу свое мнение и рекомендации.
Прочитав уведомление Facebook об обновлении условий, а также политику использования данных, я не обнаружил там чего-либо принципиально нового. Всё, что там написано, вполне соответствует линии, проводимой Фейсбуком, в частности, по развитию возможностей таргетированной рекламы, защиты пользователей от неправомерных действий других пользователей и компаний.
При этом социальная сеть старается максимально соблюсти свои собственные интересы и обезопасить себя в юридическом плане от всех мыслимых последствий.
Facebook и ваша частная жизнь
Так какой тогда смысл “прятаться”, ограничивая доступ к своим профилям? Публичность в соцмедиа для таких людей предоставляет уникальные возможности в плане развития своего персонального бренда, расширения сети профессиональных и бизнес-контактов или карьеры (ведь рекрутеры активно пользуются соцсетями для поиска сотрудников и наведения справок о кандидатах.)
Или, например, взять в ситуацию, когда вам в друзья просится какой-то возможно и знакомый человек, но с закрытым профилем. Возможно, он просто беспокоится за свою приватность, но как другие люди должны воспринимать такой “конфиденциальный” профиль? Так что скрытие информации в профиле имеет ряд существенных недостатков.
А те десятки (если не сотни) резюме, которые вы отправляли в различные компании и рекрутинговые агентства? Ведь там расписана довольно подробная информация о вас! Ведь они продолжают там храниться. Более того: некоторые рекрутеры увольняются, скопировав базу резюме, и открывают свои агентства. Могут даже продать базу резюме. В чьи руки она попадет?
А компании, в которых вы заполняли анкеты на десяток страниц, но которые так и не взяли вас на работу? Турфирмы, которые помогали вам подавать документы на визу?
А банки, страховые компании и т.п., где вы оставляли копии всех своих документов? Ведь доступ к этим документам мог получить недобросовестный сотрудник или даже просто студент-стажер! НЕ БОИТЕСЬ?
Конфиденциальность и реклама
Теперь давайте поговорим о рекламе. Одна из основных причин, почему Facebook собирает информацию о пользователях, это реклама. Фейсбук заинтересован в том, чтобы были довольны и рекламодатели, и пользователи.
Для того, чтобы были довольны рекламодатели, реклама на Facebook должна быть эффективной. А это, в первую очередь, достигается за счет точного таргетинга, когда данное конкретное объявление показывается именно тому пользователю, которому оно может быть интересно.
Но это хорошо и для пользователя: ведь, раз нельзя обойтись совсем без рекламы, то, по крайней мере, реклама должна соответствовать интересам пользователя. Таким, образом, Фейсбук, собирая информацию о поведении пользователя, старается “убить двух зайцев”: обеспечить соблюдение интересов и рекламодателей, и пользователей.
Не думаю, что здесь есть особо, за что переживать. Третьи стороны получают информацию в обезличенном виде, когда можно посмотреть какие-то обобщенные данные, но не приватную информацию какого-то конкретного пользователя.
Ну и последнее. Что можно сделать, какой у вас выбор?
Прямо скажу, небогатый: либо продолжать пользоваться соцсетями на условиях “как есть”, признавая свое несколько ущемленное положение, либо удалить свои профили (но информация о вас все равно будет заботливо храниться “большим братом”).
В любом случае, если вы хотите поделиться с друзьями конфиденциальной информацией, делайте это вне социальных сетей. А публиковать дисклеймеры в личных профилях – дело бесполезное.